В нашем заголовке мы просто написали “тарифы ЖКХ”. И даже не сделали намека на их рост. Однако каждому из нас понятно, что с приходом нового года надеяться на снижение тарифов просто нереально. Растут они ежегодно. Так, в текущем 2019 году мы это “удовольствие” смогли получить аж дважды: в первые дни года из-за повышения НДС, а потом традиционно в июле.
Недавно Правительство утвердило акт, определяющий предельный уровень роста тарифов ЖКХ на следующий год. В 2020-м их повышение грянет лишь единожды — в июле. Конкретные параметры грядущих изменений вы найдете в нашей статье.
Тарифы ЖКХ 2020: конкретные цифры
Тарифы ЖКХ в 2020 году возрастут в соответствии с правительственным распоряжением № 2556-р, утвержденным в октябре 2019 года. Данный документ определяет предельные индексы их роста по различным российским регионам. Причем индекс роста для каждого региона будет своим. Определяется он конкретной экономической обстановкой. В частности, в распоряжении имеются следующие цифры:
- больше всего «повезет» жителям Чечни, т.к. с июля 2020 года платить они станут на 6,5% больше;
- второе место по росту тарифов займет Кабардино-Балкария со своими 5,4%;
- замыкающим в тройке лидеров станет Дагестан, где предел увеличения определен в 5,2%;
- Ингушетия – 5,1%;
- Бурятия, Омская область и г. Москва – по 5%.
Наименьший рост цен определен для Ненецкого автономного округа (2,6%) и для Мурманской области (3%).
Для остальных регионов тарифы ЖКХ вырастут на 3,6÷4,6%. Если вы хотите узнать соответствующую цифру для ваших краев, вам достаточно лишь открыть указанное выше постановление Правительства.
Могут ли тарифы ЖКХ превысить обозначенный предел?
Итак, из сказанного выше вполне понятно, что предел роста цен обозначен Правительством. Однако вполне закономерным является вопрос: является ли этот предел окончательным, имеют ли право регионы превышать установленный порог. В соответствии с законодательством, это вполне допустимо. Это значит, что определенные уважительные причины могут вынудить региональные власти увеличить тарифы ЖКХ на более значительную величину.
Необходимо уточнить, что с 2020 года число подобных причин существенно уменьшилось. А регион должен произвести предварительное согласование и получить одобрение со стороны антимонопольной службы.
Повышение тарифов, обусловленное отсутствием приборов учета
Дополнительным основанием повышения тарифов является отсутствие соответствующих приборов учета. Правда, данное основание действует лишь в том случае, когда имеется техническая возможность на установку этих приборов. В подобных обстоятельствах предусматривается увеличение тарифа в 1,5 раза.
Данная норма вполне понятна и однозначна для собственников жилых помещений. Сомнения возникают тогда, когда речь идет о нанимателях жилья в соответствии с договором социального найма. В этом случае собственником квартиры является администрация. Поэтому устанавливать приборы должна именно она. Однако чаще всего от этого страдали наниматели: они платили по повышенному тарифу за потребленную воду и электроэнергию, если приборы учета в их квартире отсутствовали.
Ясность в данную ситуацию внес Верховный суд. В своем определении, опубликованном в июле 2019 года, суд пояснил, что наниматели муниципальных квартир не отвечают за вину их владельца, то есть администрации. Отныне наниматели подобного жилья освобождены от штрафного тарифа. Оплату они производят по тарифу обычному. Ответственность же за счетчики возлагается на собственника, то есть на администрацию.