Управляющая компания ЖКХ – эти слова встречаются в интернете довольно часто. К сожалению, контекст, в котором они используются, зачастую является негативным. Жалобы на деятельность управляющих компаний идут постоянно. И значительная их часть касается отлаженных практически повсеместно схем обмана жильцов. В сегодняшней статье я раскрою основные из этих схем и расскажу, как им можно эффективно противодействовать.
Как управляющая компания ЖКХ может «играть» с тарифами
Подавляющую часть суммы любой квитанции составляет оплата воды и тепла, электричества и газа. Тарифы на них регулируются централизованно. Казалось бы, тут не разбежишься, обмануть жильцов невозможно. Однако, как известно, если хочется очень-очень, то сделать можно все.
Управляющие компании в лобовую, конечно, не идут. А действует исподволь тогда, когда возникает перерасход, обусловленный общедомовыми нуждами. Для этого используются различные варианты.
С помощью различных уговоров УК распределяет дополнительные расходы между собственниками. Речь не только об общедомовых нуждах. Но и о ремонте лифтов, и благоустройстве дворовых территорий, и установке детских площадок, и ремонте крыш… Наиболее простой способ – подделка протоколов общих собраний собственников. Это позволяет временно добавить каждому в квитанцию рублей по 60-70. И это «временно» продолжается годами, постепенно входит в привычку для всех.
Статьи, которые невозможно проверить
Дополнительные доходы управляющим компаниям еще легче получать на заявлении неоказанных услуг. Таких, оказание которых проверить довольно трудно. Примером может являться, в частности, уборка. По документам она якобы проводится дважды в неделю. Реально – один раз или даже меньше. Та же история и с придомовой территорией.
Кроме того, существуют статьи, которые невозможно проконтролировать. Объемы работ могут прописываться общей суммой за год без их постатейной конкретизации. И поди потом разберись, сколько раз были отремонтированы котельная или лифт, сколько раз производилась промывка системы отопления и другие подобные работы. Кроме того, не требуется особой фантазии, чтобы получать с жильцов плату за неработающую систему видеонаблюдения или за несуществующего диспетчера.
Как управляющая компания может использовать рекламу и аренду
Управляющая компания может очень здорово подпитываться, используя названные в подзаголовке источники. Конечно, на расходах собственников это не сказывается. Однако многоквартирный дом в целом теряет те средства, которые можно было бы использовать для общедомовых нужд.
О какой аренде идет речь? Конечно об аренде помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Средства же, получаемые от арендующих салонов красоты, кафе, магазинов, вполне могут не проходить через бухучет компании. А отправляться прямиком в чей-то карман.
Все доходы, обеспечиваемые размещением рекламы на досках объявлений и фасадах домов, в лифтовых кабинах должны аккумулироваться управляющей компанией для общего блага. Однако, к сожалению, чаще всего этого не происходит.
Нередки случаи, когда директор управляющей компании нелегально подключает арендаторов к общедомовым коммуникациям и сетям. В подобных случаях счета приходится оплачивать жильцам, а в УК поступают конверты с деньгами.
Как победить произвол управляющих компаний
Чтобы не быть постоянно в роли обиженного и обездоленного, на ком наживается управляющая компания, с описанным произволом необходимо бороться. Контролирующих органов у нас, конечно, предостаточно. Это и Роспотребнадзор, и жилищный комитет, и прокуратура. Они свое дело знают.
В большом многоквартирном доме протоколы собраний подделать достаточно легко: соседи между собой практически никогда не знакомы. Они не знают, кто был на собрании, кто подписал протокол, а кто нет. Этим-то и пользуются мошенники.
Однако выход из данной ситуации существует. Жилищным кодексом предусмотрена возможность создания совета дома. Членами его должны являться инициативные жильцы. Каждый из них в отдельности сделать не может ничего. Объединившись же, они могут сделать многое. Самыми результативными бывают такие советы, в составе которых имеются люди с образованием технического характера. Они-то и смогут реально оценивать возникающие ситуации и их последствия.
Если подобные советы начнут появляться, то воровать станет значительно сложнее. В домах, на прилегающих к ним территориях станет больше порядка. Не исключено также, что и тарифы понемногу начнут выходить на реалистичный уровень. И для этого требуется совсем немного: прогнать свою лень и безразличие и понять, что все это за нас не сделает никто. Пока же мы «проглатываем» все, чем нас «потчует» управляющая компания, нас будут продолжать обдирать. Без усилий с нашей стороны никакие контролирующие органы со всем этим безобразием едва ли справятся.