В период таяния снега и сильных дождей может происходить залив квартир верхних этажей. Это происходит по причине недостаточного внимания к покрытию крыши, появлению на ней трещин и сколов.
Вина жилищных служб очевидна, однако не всегда просто это доказать. Получить компенсацию от службы ЖКХ можно при условии соблюдения правильности выполнения необходимых шагов. Ниже приведена последовательность действий, которая поможет предупредить вероятность возникновения споров.
Получить компенсацию за порчу общего имущества
В договоре, который заключается между собственником квартиры и управляющей компанией, имеется разъяснение, что понимать под “общим имуществом”. Это понятие и все моменты договора прописываются в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса России.
Общим имуществом следует считать помещения и их части, которые не являются собственностью владельца квартиры. Такой вид имущества в многоквартирном доме должен обслуживаться коммунальными службами. К общему имуществу следует отнести:
- лестничные площадки;
- коридоры;
- часть лестницы, на которой располагается мусоропровод;
- чердаки;
- колясочные.
Что входит в договор с УК
Компания, имеющая соответствующую лицензию, заключается с владельцами квартир договор. Он обеспечивает регулярный контроль за состоянием помещений, осуществление своевременного ремонта.
В таком договоре по статье 162 Жилищного кодекса прописываются следующие данные:
- осуществлять выполнение работ по управлению жилыми помещениями;
- выполнять ремонт и контроль за состоянием общего имущества;
- предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Получение компенсацию при заливе жилого помещения возможно, однако требуется знание законодательной базы.
Порядок получения компенсации
Согласно статье 15 ГК России, при нарушении прав лица с ущербом для его имущества компенсация может быть получена в полном размере при отсутствии иных прописанных в договоре условий. К убыткам относятся следующие ситуации:
- повреждение или утрата имущества;
- расходы, возникшие у лица в связи с восстановлением понесенных потерь.
Для воздействия на управляющую компанию следует воспользоваться положениями “Закона защиты прав потребителей”. Статья 13 регламентирует порядок и объем возмещения понесенного собственником жилья потерь при порче или утере имущества. Если же компания, предоставляющая коммунальные услуги, не желает в добровольном порядке устранять потери или нанесенный ущерб, следует обратиться в суд.
Судом взыскивается вся сумма ущерба и штраф в размере 50% от суммы потерь собственника.
Возмещение морального ущерба
При протечках и других видах нанесенного ущерба владельцем квартиры может быть затребовано возмещение морального ущерба. Его размер определяется судом, сумма не зависит от денежного выражения компенсации за имущественный ущерб.
Действовать следует в соответствии со следующими законодательными актами:
- Закон России №2300-I “О защите прав потребителей”;
- статья 157 Жилищного кодекса России, часть 4;
- Правила предоставления коммунальных услуг населению – пункт 150.
Перечисленные законодательные акты позволяют соблюдать правильность взаимодействия с управляющей компанией. Это особенно важно при необходимости получить компенсацию при повреждениях имущества по вине коммунальных служб.
Последовательность шагов
Для того, чтобы получить полноценную компенсацию за нанесенный ущерб, следует придерживаться следующих шагов:
- Приглашается представитель УК для снятия показаний по заливу квартиры. Могут быть использованы и иные виды свидетельства: фотографии, видеосъемка, показания свидетелей.
- Осуществляется оценка понесенного ущерба.
- В УК направляется заявление с требованием возместить ущерб в соответствии с оценкой.
- В случае отказа направить заявление в суд с приложением свидетельских показаний и фотодокументации. Также в суд направляется заявление с просьбой возмещения морального ущерба в размере 50% от понесенных затрат на восстановление повреждений.
В большинстве случаев судом удовлетворяются такие иски. Иногда может быть несколько уменьшена сумма морального ущерба.