Фото: img.freepik.com

В районах с обильными снегопадами у владельцев загородных домов возникает проблема уборки снега. Особенно остро стоит вопрос очищения от снега и льда дорожек, ступеней крыльца, пандусов, подъезда для машины. Сама по себе очистка от снега — трудоемкая работа. Порой приходится скалывать спрессованный притоптанный снег, лед. В результате, как ни старался работать аккуратно, разрушается покрытие. Помочь в решении проблемы со снегом и льдом может система снеготаяния.

В чем преимущества дороже с подогревом

Система снеготаяния продлевает срок службы дорожек, уменьшает вероятность падений и травм из-за скользкого покрытия. Кроме того, освобождается время, которое можно потратить с семьей, вместо уборки снега с дорожек.

Снег, скопившийся на дороге или крыльце, не будет мешать открывать двери и ворота благодаря системе снеготаяния.

В прошлом для борьбы со снегом и льдом дороги покрывали песчано-солевым составом, что негативно сказывалось на обуви и почве возле тротуаров.

Из чего состоит система снеготаяния

Система таяния снега — это по сути того же, что и знакомый многим «теплый пол».

Подогрев дорожек включает:

  1. Нагревательный элемент, выполненный из нагревательного кабеля, электробезопасных матов или труб с теплоносителем.
  2. Управление осуществляется системой, включающей пусковые и защитные автоматы, а также мини-метеостанцию из датчиков влажности и температуры. Различные контроллеры анализируют погоду и активируют систему при необходимости.

Принцип устройства

Система подогрева проезжей части, пандусов и так далее имеет два варианта реализации. Первый — с помощью электрических матов или греющего кабеля, уложенных под дорожное покрытие или плитку.

Второй способ обогрева дорожек — трубы с антифризом, который циркулирует внутри. Антифриз подогревается котлом отопления: либо котлом, входящим в систему отопления дома, либо автономным источником тепла.

Система снеготаяния может работать в двух режимах: автоматическом и ручном. В первом случае включение и выключение осуществляются автоматически по данным датчиков, во втором — с помощью обычного выключателя.

Система снеготаяния автоматически активируется при срабатывании датчиков, регистрирующих снижение температуры и осадки. Это помогает значительно сокращать расходы на электроэнергию в безснежные периоды.

Простая система включает, например, терморегулятор-контроллер Эксон, нагревательный кабель того же производителя и датчик влажности. ETOG-55. Располагается в местах, где чаще всего образуется лед или накапливается снег.

Трубы системы снеготаяния на крыльце.

Какой кабель выбрать

Для обогрева дорожек подойдут как нагревательные, так и резистивные кабели, а также саморегулирующиеся. Однако опытные мастера советуют отдать предпочтение резистивным.

В чем его преимущества:

  • Автоматику для управления данным кабелем выбирают по паспортным характеристикам. Для саморегулирующейся потребуется более дорогостоящая автоматика с соответствующими пусковыми параметрами.
  • Длина провода можно увеличить путем регулировки сопротивления, включенного последовательно. При большой длине саморегулирующегося кабеля возможно перегрев, что приводит к отделению матрицы и выходу части кабеля из строя.
  • Резистивный кабель просто разворачивается из-за круглого сечения. У кабеля саморегулирующегося типа форма лент, поэтому на поворотах лежит ребром, уменьшая эффективность раскладки.
  • Обеспечивает стабильный нагрев даже при минусовых температурах благодаря кабелю, не изменяющему мощность при колебаниях температуры. Саморегулирующийся кабель меняет потребляемую мощность в зависимости от внешней температуры из-за своей «матрицы» с нелинейным сопротивлением. Например, при +10°С он потребляет 0,03 кВт, при нулевой температуре — 0,04 кВт, а при -10° до 0,05 кВт и более. Высокий пусковой ток при низких температурах может повредить «матрицу».
  • При правильном монтаже, укладке и уходе резистивный кабель способен прослужить 25 лет и более. Это возможно благодаря медной жиле, которая служит нагревательным элементом. Производители большинства саморегулируемых кабелей закладывают ресурс службы не более 10 лет.
  • Стоимость резистивных кабелей составляет в два или три раза меньше, чем у саморегулирующихся.

Недостатки резистивного кабеля

Нельзя управлять температурой нагревания, поэтому часть энергии тратится бесцельно. Нужно тщательно рассчитать и подобрать подходящую длину кабеля, так как его нельзя обрезать.

Расчет мощности и потребности в кабеле

Мощность кабелей на квадратный метр зависит от того, где расположена система снеготаяния. На крыльце, пандусе или пешеходной дорожке достаточно 0,3 кВт мощности кабеля на каждый квадратный метр. Для обогрева подъезда автомобиля требуется не менее 0,4 кВт/м2.

Подогрев дорожек своими руками

Для монтажа подогрева дорожек требуется подготовить основание, тщательно утрамбовать подушку из смеси песка и гравия. На неё укладывают греющий кабель, поверх которого делают бетонную стяжку толщиной 4-5 см. Поверх стяжки укладывают дорожное покрытие: бетон, тротуарную плитку или брусчатку, асфальт.

Уклоны дорожек и подогреваемых площадок должны обеспечивать сток воды.

Если у вас уже есть дорожки, пандусы и подъезды, то демонтировать их для установки подогрева будет дорогостоящим мероприятием. Однако, если все продумать при разметке и строительстве новых, можно избежать проблем со льдом на дорожках. Дорожки и ступени с системой снеготаяния обеспечат не только комфорт в загородном доме, но и сделают жизнь в нем более безопасной.