Обсуждения «мусорной реформы» продолжаются. Возможно, из-за непонятного для многих смысла этой реформы. Создается впечатление, что единственной целью служит повышение тарифов. Расчет тарифов, мягко говоря, не прозрачен. Размер значительно различается в зависимости от субъекта России.
Тарифы на вывоз мусора отличаются как по регионам, так и внутри них. Проанализируем размер региональных тарифов и их изменение в 2020 году.

Как определяются тарифы на вывоз мусора

Законодательством установлено, что региональные операторы предоставляют услуги по вывозу отходов и самостоятельно устанавливают тарифы. Эта услуга не подлежит государственному регулированию и относится к конкурентным.

Сразу же возникает вопрос: кто конкурирует с кем? В мегаполисах может быть зарегистрировано несколько десятков операторов, там возможна конкуренция. Но в большинстве регионов — всего 2-3 оператора, которые договорились между собой и разделили территорию, а также согласовали расценки.

Зачем два или три оператора? Потому что тариф устанавливается в зависимости от категории оператора, которая определяется по следующему принципу:

  • Если объем отходов, образующихся на обслуживаемой территории оператора, составляет тридцать процентов и более от регионального объема, то его относят к категории крупных.

  • если менее, то считается небольшим.

Для крупных операторов тариф устанавливается посредством торгов, а для малых — органами управления региона. Операторы заинтересованы в самостоятельном определении тарифов, но у потребителей отсутствует возможность выбора.

В Архангельской области действует один крупный оператор, ООО «Экоинтегратор». Возможно, поэтому с 2020 года тариф на вывоз мусора увеличился на 45%. В тарифы не входит инвестиционная составляющая. Следовательно, все собранные с населения деньги пойдут региональному оператору.

Принцип расчета тарифов

В регионах можно устанавливать тарифы двумя путями.

  • в зависимости от площади помещения;
  • от количества проживающих людей.

Как размер оплаты за жильё, вычисляемый исходя из площади, связан с объёмом образующихся ТБО?

Некоторые регионы уже пользуются тарифом, исходящим из количества зарегистрированных граждан.

В Москве с 2019 года сбор рассчитывался исходя из площади жилья. С 2020 года расчет будет проводиться по числу зарегистрированных в жилище людей.

Средние тарифы за вывоз ТБО по регионам

Тарифы на вывоз ТБО не унифицированы, но варьируются по регионам. В 2020 году стоимость услуг изменилась во многих субъектах России. Например, в Брянской и Волгоградской областях тарифы снизились. В то же время в других регионах цены увеличились на 5-7 до 45%. В Москве повышение стоимости составило в среднем 2,2 раза.

Стоимость удаления отходов в российских субъектах в 2020 году.

Усредненные показатели по состоянию на 01.02.2020 года.

Наименование региона МКД, за 1 чел. В руб Частный дом за 1 чел.в руб Рост по сравнению с 2019 %
Алтайский край 49,92 59,26 -7
Амурская область Оплата за 1 кв.м Оплата за 1 кв.м +8
Архангельская область 79,69 73,65 +45
Белгородская область 11,23 124,57 0
Брянская область 82,66 64,07 -9,5
Владимирская область 101,01 88,98 +5
Вологодская область 129,08 104,19 -7,8
Воронежская область 184,8 176,56 +15,5
Забайкальский край 77,6 54,65
Кабардино-Балкарская Республика 60,77 63,43 -21,2
Калининградская область 72,35-85,12 72,35-127,69 0
Калужская область Сохранен тариф за 1 кв.м -9,8
Липецкая область 95,95 110,79-123,45 +18-22% для частных домовладений
Новосибирская область 59,88 59,88 -31
Пермский край 72,86 65,8
Республика Башкортостан 61,89 37,01 +5
Республика Коми 117,46 72,86 +18
Республика Крым 40,23-50,11 40,23-50,11
Республика Татарстан 72,98 79,46 +4
Саратовская область 103,12 141,52 -3
Сахалинская область 70 70
Ставропольский край 160 175 +11,5
Томская область 86,59 104,56 -19,1
Тюменская область 136,1 116,63
Чеченская Республика 64,28 71,97 -20
Ярославская область 93,53 108,43 -2,2

Тарифы должны быть прозрачными

В Новосибирской области снизили тариф и полностью раскрыли структуру расценки населению.

Тарифы региональных операторов отличаются не только по регионам, но и в пределах одного региона. Население не всегда ясно представляет, откуда складываются конкретные цифры.

В Ставропольском крае собственники частных домов платят на 10% больше, чем жильцы многоквартирных домов. В чем причина? Большинство владельцев частных домов бумагу и кухонные отходы отправляют в компостные кучи. Следовательно, количество отходов должно быть меньше, а значит, и тариф ниже.

Непонятность в установлении тарифов приводит к недовольству жителей, часто полному отказу от реформы и неплатежам. В некоторых районах доля неплательщиков превышает 50 и даже 60%. При таком раскладе о развитии мусоропереработки и утилизации говорить невозможно. Прозрачность формирования тарифов и выполнение обязательств региональными операторами – единственный путь к оплате услуг.