Если кондиционер в квартире или доме плохо охлаждает, шумит или вовсе не работает, причина может скрываться в утечке хладагента. В этой статье рассказываем, как заправить кондиционер фреоном, зачем это нужно и можно ли справиться без специалиста. Также приводится информация о том, как проверить правильность выполненной работы.

Фото: img.freepik.com

Как часто требуется дозаправка кондиционера в жилье?

Хладагент – вещество, обеспечивающее охлаждение воздуха в кондиционерах. В быту его часто называют фреоном, хотя это общее название, а на самом деле существует множество составов.

Современные кондиционеры В замкнутом контуре хладагент циркулирует без потерь. Правильно собранная и герметичная система не нуждается в дозаправке теоретически. Но на практике из-за микротрещин, вибраций или износа уплотнений могут быть утечки до 5–7% в год. При больших потерях нужно найти и устранить причину.

Отсутствуют нормы по частоте заправки бытовых кондиционеров. Всё определяется состоянием системы. При стабильном охлаждении, тихой работе и отсутствии сбоев вмешательство не требуется. В случае возникновения каких-либо опасений необходимо проверить уровень фреона в устройстве.

Для профилактики рекомендуется проводить диагностику и обслуживание кондиционера минимум раз в два года.

Как узнать, что в кондиционере закончился фреон

Основные причины утечки хладагента:

  • Неправильный монтаж сплит-системы приводит к нарушению герметичности. Это происходит в случае несоблюдения технологии при соединениях или отсутствии вакуумирования системы. В результате фреон начинает вытекать.
  • Со временем медные трубки и места их соединения могут выйти из строя вследствие коррозии, окисления или механических повреждений. Такое чаще всего наблюдается в старых системах или при воздействии агрессивной среды, например высокой влажности.
  • Микротрещины в местах пайки или сварки пропускают фреон, но обнаружить такую утечку без специального оборудования трудно.
  • Вибрационные нагрузки и ослабление фитинговРаботающий кондиционер, в особенности его внешний блок, производит вибрацию. Она может привести к постепенно разрыхляющимся резьбовым соединениям, вследствие чего фреон начнет выходить.
  • Неправильная эксплуатация и ремонт могут привести к поломкам трубок, соединительных элементов и другим частям системы.
  • Повреждения сервисных клапанов, применяемых для подключения оборудования во время заправки, могут возникать из-за износа уплотнителей или некачественной сборки. В результате утраты герметичности утечки часто наблюдаются после неправильного закручивания колпачков клапанов.

Без специального оборудования недостаток фреона можно выявить по нескольким признакам в домашних условиях. Главный сигнал — кондиционер хуже охлаждает при обычных настройках температуры. Особенно это заметно в жаркую погоду: воздух выдувается, но практически нет прохлады.

Есть и другие симптомы утечки:

  • с внутреннего блока капает вода
  • при включении слышен странный шум
  • на наружной трубке появляется наледь
  • увеличилось энергопотребление

С помощью специальных приборов, таких как газовые манометры, измеряют давление фреона на входе и выходе системы. Пирометром Температуру воздуха, идущего из внутреннего блока, измеряют либо обычным, либо электронным термометром.

Можно ли самому заправить кондиционер

Работа подразумевает внимательность, знание устройства системы и наличие специального оборудования. Без него сложно с точностью рассчитать необходимое количество хладагента. По этим причинам заправка кондиционера фреоном — нетривиальная задача, особенно для начинающих. Тем не менее при желании и следовании всем рекомендациям даже непрофессионал способен выполнить её самостоятельно.

Заправка оборудования должна быть выполнена без ошибок, поскольку они могут вызвать повреждения. Например, перекачка фреона или выбор неподходящего хладагента представляют риск поломки компрессора, одного из самых дорогих элементов кондиционера. Неправильное давление может привести к неполадкам и остановке системы.

Если не хватает необходимых инструментов или есть сомнения в своих возможностях, то всё же… обратиться к специалистам. Это несложная и недорогая услуга.

Чем заправляют кондиционер: виды хладагентов

Фреон может быть как жидким, так и газообразным — его агрегатное состояние меняется под влиянием температуры и давления. Во время работы кондиционера вещество непрерывно переходит из газообразного состояния в жидкое и обратно. Тип хладагента влияет на эффективность системы, уровень шума и нагрузку на компрессор.

Чаще всего в домашних сплит-системах используют следующие фреоны.

  • Р12 и Р22 — устаревшие типы фреона, не используемые в настоящее время. Производство их ограничено из-за негативного воздействия на озоновый слой. Некоторые кондиционеры всё ещё работают на этих хладагентах.
  • R410A — наиболее распространённое в настоящее время решение. Безопасен для природы, функционирует под высоким давлением, нуждается в точном дозировании во время заправки.
  • R32 — ещё более экологичный и экономичный вариант, заменяет R410A. Заправку нужно выполнять с предосторожностью, потому что это легковоспламеняющееся вещество класса горючести A2L.

Чтобы узнать нужный тип фреона для кондиционера, обратите внимание на заводскую наклейку на корпусе наружного блока. В ней также указан оптимальный объем заправки.

Сколько нужно фреона для заправки

Для наполнения кондиционером фреоном требуется определенное количество, которое определяется рядом параметров.

  • модели устройства
  • мощности
  • длины магистрали между блоками
  • типа хладагента

Производитель обычно сообщает необходимое количество фреона в граммах или килограммах. Такая информация размещается на заводской наклейке, прикрепленной к внешнему блоку. Там же указывают стандартный объем заправки, соответствующий заданной длине. трассы.

Для настенного кондиционера мощностью 2,5-3,5 кВт требуется от 500 до 900 граммов фреона R410A. При длине трассы более стандартной (7 метров вместо 5) необходимо добавить 15–30 грамм фреона на каждый дополнительный метр в зависимости от типа хладагента.

Заправляя кондиционер самостоятельно, руководствуйтесь заводскими данными и рекомендациями производителя. Для наилучшего результата используйте весы и контролируйте давление манометром.

Меры предосторожности и правила безопасности

Работа с фреоном требует внимательности. В обычных условиях хладагенты безопасны, но при нарушении правил безопасности могут вызвать обморожения и ожоги. Высокая концентрация и недостаток вентиляции – повод для отравления парами. Чаще всего люди получают ожоги при контакте с жидким фреоном.

При самозаправке необходима особая внимательность, так как без практики можно причинить вред здоровью или механизму.

Правила безопасности:

  • Работайте в помещении с хорошей вентиляцией или на свежем воздухе.
  • Надевайте плотную спецодежду Рукава длинные. Защитят от брызг хладагента во время подключения техники.
  • Используйте защитные очки и перчаткиЖидкий фреон, попав на кожу или слизистые, может спровоцировать химические ожоги.
  • Избегайте курения и работы возле открытого огня. Хотя большинство современных фреонов невоспламеняются, существуют исключения. Кроме того, при нагревании хладагенты выделяют вредные для здоровья вещества.
  • Перед началом работы проверьте состояние шлангов, вентилей и баллона с фреоном. Неисправное оборудование может вызвать утечку или неожиданный выпуск хладагента.

Эти правила помогут выполнить заправку кондиционера безопасно и предотвратить негативные результаты.

Если фреон всё же контактировал с кожей или глазами, действовать нужно незамедлительно.

  • Покройте больную область обильным количеством прохладной воды, не растирая. Появилось покраснение, отек или пузырьки? Обратитесь к врачу.
  • В случае попадания вещества в глаза промойте их водой, а при необходимости проконсультируйтесь с офтальмологом.
  • При вдыхании испарений необходимо выйти на свежий воздух и стараться дышать спокойно. В случае появления головокружения, тошноты или одышки вызвать скорую медицинскую помощь.

Способы заправки кондиционера

Способы заправки сплит-системы разнообразны. Их отличают точность и сложность, изучим каждую особенность.

По давлению

Манометрическая станция позволяет проверить давление в системе и сориентироваться по показаниям. В случае если давление ниже нормы, добавляют фреон.

Это быстрый и удобный способ. Однако не самый точный, так как давление меняется с температурой окружающего воздуха. Для работы может пригодиться таблица соответствия температуры и давления для распространенных хладагентов.

Температура, °C R12, бар R22, бар R410A, бар R32, бар
-20 0,51 1,46 2,98 0,5
-10 1,19 2,55 4,72 1,2
0 2,08 3,98 6,98 2,1
10 3,23 5,8 9,76 3,4
20 4,67 8,1 13,35 4,7
30 6,45 10,9 16,65 6,6
40 8,6 14,3 22,9 8,8

По массе

На корпусе внешнего блока кондиционера указано количество фреона, необходимое для системы. Сначала удаляют полностью старую хладагентую смесь, затем устанавливают баллон на электронные весы и, руководствуясь показаниями весов, заправляют требуемое количество фреона. Недолив или перелив исключены благодаря точности весовых измерений до грамма.

По току

Направляют внимание на потребляемый ток компрессора. При корректной дозировке хладагента значение должно находиться в норме, указанной в инструкции к кондиционеру.
Измеряют с помощью
токовых клещей.

Этот метод часто применяют дополнительно, так как на ток воздействуют и другие величины, такие как сетевое напряжение и окружающая температура. 

По температуре перегрева

Метод заключается в измерении температуры трубки в районе компрессора или на выходе наружного блока пирометром или электронным термометром при наличии доступа к трубке. Полученные значения сравнивают с температурой испарения фреона при текущем давлении, измеряемом манометрической станцией.

Разница между температурой в норме составляет приблизительно 5-10 градусов Цельсия. При более сильном перегреве фреона в системе недостаточно. При меньшем — возможно, в устройстве избыток хладагента или нарушена его циркуляция.

С использованием спецоборудования

Мастера применяют комплексный подход с использованием специального оборудования для заправки – эффективный метод, но требующий опыта. Правильное выполнение всех этапов без опыта сложно. Сначала вакуумным насосом удаляют воздух и влагу из системы, затем фреон дозируют по весам, контролируя давление манометрами.

В домашних условиях для заправки часто применяют метод под давлением. При наличии опыта и соответствующих приспособлений более эффективно работать по весу или сочетать с вакуумированием.

Инструменты и материалы

Для заправки кондиционера нужно специальное оборудование. Без него нельзя точно контролировать давление, дозировано добавлять фреон и присоединяться к системе. Всё необходимое возможно приобрести или арендовать, но чаще вызов специалиста оказывается более экономичным вариантом.

Если вы выбрали самостоятельное выполнение, вам потребуются:

  • Станция для контроля давления.
  • Требуется баллон с фреоном, маркировка которого соответствует обозначению на корпусе кондиционера.
  • Для заправки хладагента нужны весы, предпочтительно электронные.
  • Для подключения баллона и станции к кондиционеру необходимы шланги и переходники.
  • Вакуумный насос предназначен для откачки воздуха и влаги из системы перед заправкой.
  • крестовая отвертка — для доступа к вентилям и соединениям
  • Чтобы работать с фреоном безопасно, используйте защитные очки и перчатки.

Без указанных предметов не следует использовать импровизированные заменители. Лучше потратить время на поиск необходимого инструмента, чем поцарапать технику или получить ожог от хладагента.

Как самостоятельно дозаправить фреон в кондиционер: подробное руководство.

Подача хладагента — процедура, требующая внимательности и соблюдения мер предосторожности. При самостоятельной заправке кондиционера дома выполните действия осторожно и последовательно по инструкции.

Подготовительные работы

Перед заправкой необходимо привести систему в порядок. В случае остатков старого фреона или попадания воздуха процесс может протекать некорректно.

  • Если кондиционер уже использовался, фреон из него необходимо откачать в предназначенный для этого баллон. Просто выпускать газ запрещено — это опасно и вредит окружающей среде.
  • Используя манометр, убедитесь в отсутствии утечек. При понижении давления проследите за соединительными элементами или фланцами — скорее всего, именно там находится слабый пункт.
  • После проверки подключите вакуумный насос для удаления воздуха и влаги из системы. Время создания вакуума обычно составляет 30–45 минут до показания манометра в 1 бар. Закройте вентиль и подождите 10 минут: если давление не повышается, система герметична.

Дозаправка новым фреоном

Подготовленный систему можно заполнять фреоном, используя для этого простые способы: по давлению или по массе.

Заправка кондиционера фреоном по давлению

Подготовьте манометрическую станцию. Закройте все краны на штуцерах, повернув их против хода часовой стрелки до упора.

Снимите с внешнего блока накладку из пластика, открутив шуруп отверткой. Шуруп находится в отверстии посередине. Включите кондиционер в режим охлаждения, установите минимальную температуру (обычно +16°C) и подождите несколько минут, пока заработает компрессор.

Подсоедините синий шланг от манометрической станции к штуцеру на толстой трубе (порт низкого давления) наружного блока. Желтый шланг присоедините к баллону с фреоном и обязательно выпустите воздух из него, кратковременно открыв вентиль.

Открыть вентиль на баллоне с хладагентом и синий вентиль на манометрической станции, чтобы фреон пошел по шлангу. Запускать его небольшими порциями, отслеживая показания манометра. Например, для фреона 410 А рабочее давление при плюсовой температуре на улице — 6–7 бар. Значит, нужно поднять значение до 6 бар.

Закончив заливать фреон, закрутите вентиль на баллоне. Откройте манометр, чтобы газ из шланга попал в кондиционер.

Отсоедините манометр от системы охлаждения. Для этого зажмите шланг, открутите гайку, а затем быстро, но аккуратно снимите его.

Чтобы работа кондиционера протекала бесперебойно, закрутите и хорошо затяните колпачок на штуцере (порте низкого давления).

Закройте наружный блок крышкой и завинчивайте шуруп в центральное отверстие. Не забывайте завинчивать колпачок на баллоне.

Заправка фреоном по массе более точная, поскольку возможно отмерить необходимое количество хладагента. Принцип работы схож с обычной заправкой, но используются весы.

Ход работы:

  1. На электронных весах установите баллон с фреоном и снимите показания. Баллон необходимо поставить прямо, чтобы измерения получились точными.
  2. Соедините жёлтый шланг манометра с баллоном, содержащим фреон, закройте при этом вентиль. Синий шланг подключите к сервисному порту наружного блока кондиционера.
  3. Нежно откройте вентиль на баллоне для выхода воздуха по желтому шлангу, а затем снова закройте его.
  4. Установите кондиционер на охлаждение с минимальной температурой и дождайтесь включения компрессора.
  5. Неторопливо поворачивайте вентиль на баллоне с фреоном против хода часов и слегка откройте вентиль на голубом манометре.
  6. Обратите внимание на вес и заливайте именно такое количество фреона, какое указано на этикетке корпуса внешнего блока.
  7. Когда показания весов укажут на необходимое количество фреона в кондициомере, закройте сначала вентиль на баллоне, а потом — на синем манометре.
  8. Отведите системе 5-10 минут для равномерного распределения хладагента. Обратите внимание на отсутствие шума, инея и других отклонений от нормы.
  9. Быстро и аккуратно отсоедините синий шланг от сервисного порта для минимизации потери фреона. Вставьте колпачок.
  10. Обратите внимание на работу кондиционера. Температура должна держаться равномерно, без неприятных запахов и остановки.

Диагностика после заправки

После дозаправки фреона проверьте исправность работы кондиционера.

  • В течение первых двух часов пристально наблюдайте за работой системы, установив устройство на стандартный режим охлаждения. Не допускаются посторонние звуки, частые включения и отключения компрессора, а также резкий запах.
  • Проверьте температуру воздуха, идущего из кондиционера. Доведите прибор для измерения температуры к внутреннему блоку: она должна быть на 7-10 градусов Цельсия ниже температуры в комнате. Такой показатель указывает на корректную работу системы.
  • Проверьте медные трубки. На внутренней (более толстой) возможно образование тонкого слоя инея, что нормально. Толстый ледяной слой, особенно на обеих трубках, указывает на неполадку.
  • Проверьте отвод воды. Вода должна уходить беспрепятственно, не наблюдается ли подтеканий или капелек с внутреннего блока.
  • Проверьте работоспособность системы в целом.
    Компрессор должен работать плавно, без толчков и перегрева. Внешний блок должен включаться и обеспечивать стабильную работу.

Избыток хладагента – угроза не меньше, чем его недостаток. Чрезмерное количество фреона повышает давление в системе, что может привести к поломке компрессора.

  • Роса на наружном блоке, преимущественно на компрессоре.
  • Морозостойкая конструкция может быть заполнена льдом, особенно при низких температурах.
  • частые отключения и перегрев компрессора
  • Недостаточное охлаждение при повышенном давлении на измерительных приборах для давления.

Если кажется, что фреона слишком много, стравите его. Для этого на сервисный порт надевают шланг с манометром и вентилем на конце. Открыв его на секунду, выпускают немного газа. После снова проверяют показания давления. Повторяют до достижения нормы.

Без уверенности в способностях лучше привлечь специалиста: удаление излишков фреона нуждается в осторожности и точности измерений.

Часто задаваемые вопросы

Зачастую ли выполняют заправку кондиционера после монтажа?

В чём причина недостаточного охлаждения кондиционера после дозаправки фреоном?

Сколько фреона теряется при утечке за год?

Возможна заливка хладагента в кондиционер без весов и манометров?

Необходимо ли выкачивать старый фреон при добавлении нового в сплит-систему?

Нужно ли каждый год заправлять кондиционер?

Как утилизировать баллон со старым фреоном?

Резюме

Пополнение фреона в кондиционере – важный этап обслуживания техники. Без достаточного хладагента устройство хуже охлаждает воздух, а со временем может сломаться. Важно наблюдать за признаками утечек и вовремя устранять их.

Для самостоятельного проведения процедуры необходим опыт работы со сплит-системами и знание типов хладагентов. В случае неуверенности в своих способностях, предпочтительнее обратиться к специалисту. обратиться к специалисту.