Сегодня мы расскажем вам, что представляет собой литий-ионный аккумулятор. Причем рассказывать это мы будем не только для того, чтобы расширить ваш кругозор или просто удовлетворить любопытство. Дело в том, что знание сути вещей позволяет пользоваться ими более уверенно. Более того, из них удается извлечь максимум пользы. То есть это знание делает вещи более эффективными. Это, в частности, относится и к аккумуляторам, включая и литий-ионные.
Но сразу же хотим вас предупредить, что мы не намерены грузить вас лишней информацией. Все будет очень кратко и без излишнего мудрствования.
Что представляет собой литий-ионный аккумулятор
Если рассматривать проблему чисто в принципиальном отношении, то сделать литий-ионный аккумулятор довольно просто. Чтобы его создать, достаточно иметь под рукой два достаточно длинных листа:
- во-первых, лист из графита;
- во-вторых, лист из литий-кобальтогового оксида (LiCoO2).
Эти листы надо смазать электролитом и проложить между ними тончайшую перфорированную пленку из пластика. Если этот «пирог» свернуть рулончиком, то мы получим тот аккумулятор, который мы привыкли называть литий-ионным.
Принцип работы аккумулятора и его основные достоинства
Если к пластинкам приложить напряжение – к оксиду лития плюс, а к графиту минус, – то на углеродную сторону с лития как бы начинают «перепрыгивать» ионы с положительным зарядом. То есть начинается процесс зарядки аккумулятора.
Когда аккумулятор заряжен, то с его помощью можно запитать различные потребители, чтобы обеспечить их функционирование. В этом случае наблюдается обратный процесс. То есть те же ионы с положительным зарядом возвращаются на оксидно-литиевую пластину.
Таким образом, минусом в аккумуляторе является графитовая пластинка. А плюсом – оксид лития.
К основным достоинствам, в принципе, надо отнести:
- довольно большую емкость;
- малую массу;
- компактность;
- отсутствие эффекта памяти.
Что такое эффект памяти
Пожалуй, об эффекте памяти вы уже слышали. И наверняка даже не один раз. В принципе, в общих чертах понятно, что это такое. Но едва ли многие сполна понимают, в чем состоит этот эффект. Поясним.
Как правило, под эффектом памяти понимают явление обратимой потери емкости аккумуляторов. Она возникает в результате нарушения рекомендованных режимов зарядки. В частности, данное явление представляет собой следствие подзарядки аккумуляторов, которые не успели полностью разрядиться.
То есть название эффекта связано с его внешним проявлением. Аккумулятор как бы «запоминает», что в ходе предыдущих циклов имеющаяся у него емкость не использовалась полностью. В результате «запомненная граница» является тем пределом, до которого он может отдавать ток.
Литий-ионный аккумулятор и его недостатки
Благодаря своим важным достоинствам, эти аккумуляторы, как правило, очень высоко котируются. Однако они не лишены и недостатков. Причем знать эти недостатки должен каждый мастер. Чтобы во время работы свести их к минимуму или полностью устранить.
Этих недостатков только два. Но они очень существенны. Судите сами:
- во-первых, если аккумулятор сильно разогреть, он может загореться;
- во-вторых, если аккумулятор разрядить ниже определенного для него критического уровня, зарядить его уже больше никогда не получится.
Чтобы такого не случалось, аккумуляторы, как правило, объединяют в батареи, в которые встраивают специальную электронику. Она предназначена для того, чтобы отслеживать температурный уровень. А также следить за режимом зарядки на каждом отдельном аккумуляторе.
Где можно использовать литий-ионный аккумулятор
Пожалуй, многие удивятся такой постановке вопроса. Потому что знают, что такие аккумуляторы используются и на шуруповертах, и на ноутбуках, и на телефонах. То есть практически повсюду.
Но едва ли кто-то из вас сталкивался вот с какой информацией. Оказывается, аккумулятор этого типа установлен даже и на первом в мире электрическом спорткаре Tesla Roadster.
Хотите побольше узнать об этой машине? Тогда предлагаем вам посмотреть следующее видео: