С родился в 1887 году в швейцарском Шо-Де-Фон, но прославился как французский архитектор. Его считают родоначальником архитектурного модернизма. Архитектор – автор градостроительных теорий, на которых базируется современная архитектура. Произведения его можно увидеть в любом городе мира. Он также писатель, живописец и дизайнер.
Жизнеописание и творческое наследие архитектора Ле Корбюзье
Посещал школу искусств в Шо-де-Фоне. Первые творческие попытки были связаны с декоративно-прикладным искусством и ювелирным ремеслом.
Несмотря на участие в проекте профессионального архитектора, Эд. Жаннере считал свой первый дом неудачным и выражал открытое неприятие его, старался избегать встречи. Полученные средства позволили Корбюзье совершить образовательную поездку по Европе. В itinerary вошли Италия, Австрия, Венгрия и Франция, где путешествие завершилось.
В Париже он полностью погрузился в архитектуру, усваивая всё новенькое. Новаторами архитектуры Огюст и Гюстав Перре стали его наставниками. Строительство с использованием железобетона они активно внедряли. Жаннере вскоре превзошёл своих учителей по революционности архитектурных концепций.
В 1911 году Шарль отправился на восток в образовательную поездку. Древние памятники и традиционная строительная культура Средиземноморья повлияли на его творчество. После поездки некоторое время преподавал в родном городе, в той же школе, где учился сам.
Строительство домов из больших сборных блоков стало новинкой, которую архитектор использовал затем во многих своих проектах.
В 1917 году архитектор переехал в Париж и принял псевдоним, под которым быстро стал знаменитым по всему миру – Ле Корбюзье.
Амеде Озанфан был его наперсником в живописи; вместе устраивали выставки и называли себя пуристами. Пуристы – сторонники лаконизма в творчестве, противники эклектики и декора. Новаторские воззрения излагали в созданном ими философско-художественном журнале «Новый дух».
Ле Корбюзье стремился радикально изменить облик Парижа, который посчитал излишне хаотичным. В его планах: демонтировать половину существующих построек, увеличить этажность оставшихся зданий, построить новый план города с квадратами и проложить современные дороги. Такой порядок, по мнению архитектора, обеспечит комфортную жизнь горожанам.
Влияние Ле Корбюзье на архитектуру
Ле Корбюзье справедливо признается одним из самых важных архитекторов XX века.
Вот ключевые положения его концепции современного строительства.
-
Дом приподнят над землей и стоит на опорах, как на сваях
Ему не грозит сырость, и место под домом можно применять в качестве парковки или сада.
-
Квартиры на разных этажах различаются.
В квартире есть больше места для реализации самых необычных задумок.
-
В таком случае окна независимы.
Нет связи с внутренним обустройством строения.
- Корбюзье отвергал все виды декора и украшений.
Только цветовое оформление.
Многие архитекторы приняли эти принципы как свою профессиональную девиз. Здания, отвечающие теориям Корбюзье о градостроении, возводились по всему миру.
Чтобы защитить стеклянные фасады от прямых солнечных лучей, Корбюзье придумал солнцерезы – навесные конструкции, выполняющие и служебные, и декоративные функции. С 1946 года, с момента появления «солнцерезов», эта деталь стала характерной чертой всех построек архитектора.
Эта теория утверждает, что пропорции архитектуры должны быть основанные на человеческом теле, которое служит образцом для всех жестов. Гармония, применявшаяся в архитектуре и механике, опирается на масштабы человека, определённые тремя точками: макушкой, солнечным сплетением и окончанием поднятой вверх руки.
В 1950 году Ле Корбюзье находился в Индии по приглашению для проектирования столицы штата Пенджаб. Среди его работ – Дворец Ассамблеи.
Это настоящие творения современной архитектуры.
1952 год ознаменовался переходом от аскетизма и сдержанности к фактурной обработке поверхности и богатым пластическим формам. «Марсельский блок» – здание, не имеющее аналогов. В сущности это многоквартирный жилой дом в Марселе на территории большого сада.
По своей сути – город в городе. Внутри здания: гостиница, поликлиника, магазины, всё рассчитано на человека. На неизменно плоской крыше, разумеется, сад, спортивный комплекс с беговой дорожкой и спортзалом, а также бассейн. Это здание стало началом для Корбюзье отхода от пуризма и вхождения в период «брутализма» его творчества.
В пятидесятые и шестидесятые годы ХХ века архитектурный талант достигает пика популярности. К нему обращаются с просьбами построить здания во многих странах, реализуются все его замыслы.
Художник-авангардист Ле Корбюзье
Известность Ле Корбюзье распространяется не только на архитектуру, но и на авангардную живопись, промышленный дизайн. Необходимо упомянуть эти грани его творческой деятельности.
В 1918 году первая персональная выставка его картин прошла в Париже. Художник говорил, что ему нравилось рисовать больше, чем разговаривать.
Из-за слабого зрения он рассматривал предметы сблизившись и стремился придать им объём, подобно тому, как это делается в архитектуре. О признании его художником свидетельствует организация персональных выставок его работ по всему миру: в Амстердаме, Париже, Цюрихе, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, Берлине, Франкфурте, Копенгагене и Риме.
Художник Жозеф Савина предложил Корбюзье создавать скульптуры на основе его рисунков. Предложение заинтересовало архитектора, и Корбюзье полностью погрузился в творчество.
Открываются выставки не только живописных, но и скульптурных произведений. Это также стало новаторским моментом. В результате меняются представления о равновесии и устойчивости в современной скульптуре.
Революционер дизайна Ле Корбюзье
Корбюзье стремился к функционализму в организации интерьера: точность, чистота и практичность во всех деталях. Изначально это граничило с абсурдом, но позднее ему удалось воплотить в своих работах гармонию порядка и комфорта.
Для Корбюзье эстетика уступала практичности и комфорту, но интерьер всё же выглядит стильным и притягательным.
Комфортное и функциональное пространство всегда востребовано и останется актуальным.
За свои заслуги Ле Корбюзье получил французский Орден Почетного легиона, стал Почётным членом ряда академий искусств, а также почетным доктором университетов в Цюрихе, Кембридже, Женеве и Колумбии.
Его награды впечатляющие, и возможно, еще много создал бы, радуя мир новыми изобретениями, если бы не трагическая гибель в 1965 году. В возрасте 77 лет он предположительно утонул от сердечного приступа в Средиземном море у мыса Рокебрюн.