Этот стиль переместился из архитектурного дизайна в дизайн интерьера. В статье обсудим характеристики конструктивизма, области его применения и то, что нужно для воплощения этого авангардного стиля в интерьере квартиры или дома.

История и особенности конструктивизма в интерьере и архитектуре.

Конструктивизм появился в СССР в начале XX века. Изменение политической системы повлияло на жизнь и сознание людей, что стало катализатором для развития нового стиля.

Все, что считалось буржуазным, подвергалось критике и отвергалось. Требовалась замена, соответствующая духу общества. Ценились исключительно практичные, полезные предметы, лишенные «высокого» искусства. Творчество в первоначальном виде утратило бы свое значение – это касалось и архитектуры.

Постройки были простыми по оформлению и предназначались для определённых производственных задач. Каждое здание строилось с учётом конкретных потребностей, а особое внимание уделялось его практичности, надёжности и возможности модернизации.

Простой рабочий человек, не разбирающийся в искусстве (таких было большинство в стране советов), не нуждался в красивых фасадах с пилястрами и другими украшениями. Ему хватало простых и функциональных построек, чьё назначение понятно.

В 1930-х годах города возводились массивными постройками, отражавшими идеологию правящей элиты. Клубы и дворцы культуры для рабочих и служащих появлялись в каждом уголке СССР, становясь монументальным наследием конструктивизма.

Конструктивизм как стиль интерьера

Лаконичный, сдержанный, открытый – так можно охарактеризовать стиль конструктивизма на первый взгляд. При оформлении интерьера в таком стиле не используются приемы зонирования и декорирования. Конструктивизм предпочитает свободные пространства и предметы мебели без узоров и орнаментов. Отвергаются все детали, которые не служат практическим целям.

Конструктивизм во многом напоминает свое детище – стиль хай-тек. Отличительные черты: четкая геометрия и простота форм. Идеи конструктивизма реализуются проще всего на большой открытой площади, например в квартирах-студиях.

Цвета в интерьере в стиле конструктивизм

Конструктивизм по-прежнему однозначен в вопросе цвета: нет места яркости и множеству цветовых тонов.

Лучший вариант – однотонное исполнение или геометрические комбинации белого со светло-серым, серо-коричневым, темно-коричневым. Выделить отдельные объекты можно, но только используя базовый цвет – красный, синий или жёлтый.

Конструктивистский подход к оформлению стен и потолков.

В конструктивизме важна правильная геометрия, поэтому в масштабные отделочные работы следует включить выравнивание стен. После этого стены штукатурят и покрывают краской, также можно выбрать материалы-имитации камня или бетона. Для пола подходит дерево без ярко выраженного рисунка и однотонная плитка.

Для создания единого фона в помещении все плоскости отделывают одним цветом, чаще всего белым. Потолок может иметь несколько уровней при условии, что высота позволяет это сделать. Главное – четкость и симметрия линий. Уместны как глянцевые, так и матовые натяжные конструкции.

В современном конструктивизме часто встречаются ниши, подиумы и перегородки из металла и стекла, однако их число всё ещё ограничено.

Мебель для интерьера в стиле конструктивизма.

При подборе мебели обращают внимание на практичность, комфорт и простоту. Мебель должна быть компактной, чтобы вокруг сохранялось свободно место. модульных диванов, модели кресел трансформирующиеся.

Мебель отличается чёткими формами, соответствующими стандартам конструктивизма. Цвета спокойные и натуральные, что создаёт общую гармонию группы мебели. Изделия лишены резных деталей и изысканных форм.

Декорирование интерьеров в конструктивизме

Философия стиля допускает декоративные решения, соответствующие его принципам. В случае конструктивизма это геометрия: картины, постеры с авангардными элементами, рисунки из линий и фигур, контрастные рамки для фото органично смотрятся на стенах.

Вместо изобилия узоров и растительности конструктивизм приветствует строгие и чистые цвета. Можно обновить интерьер, поменяв чехлы на подушках или прикрыв диван однотонным покрывалом яркого тона.

Освещение в интерьере, оформленном в стиле конструктивизма.

В конструктивизме свет служит визуальным делением пространства.
Вместо перегородок применяют освещение, которое создает объем в интерьере и завершенность композициям. Довольно часто устанавливают многоуровневую подсветку, а отдельные светильники концентрируются в кухонной зоне. Уместны также встроенные светильники и аккуратные подвесные модели.

Естественный свет занимает главное место. Помещения в стиле конструктивизма характеризуются окнами от пола до потолка, которые могут занимать две или три стены в загородном доме.

В квартире по периметру комнаты редко встречается такое количество оконных проемов, но без них не удастся достичь нужного эффекта и раскрыть стиль полностью. Для беспрепятственного проникновения света используют тонкие легкие занавески или современные жалюзи, японские экраны.

При оформлении окон следует помнить, что ламбрекены и оборки будут смотреться чужеродно в минималистичном интерьере. Такой декор подходит классике или барокко, но не конструктивизму. Лучше оставить проемы открытыми, но это может быть неудобно: человек может ощущать себя незащищенно на открытом пространстве.

Дизайн интерьеров комнат по принципам конструктивизма.

В каждом помещении дома или квартиры стиль оформления должен сочетаться с общим стилем. Рассмотрим каждую комнату отдельно и применим к ней идеи конструктивизма.

Кухня в стиле конструктивизм

В кухне функциональность – главное. Предметы должны быть удобно расположены и находиться в зоне досягаемости. Кухонный гарнитур должен быть простым в обращении, не требовать особого ухода и иметь только практичные элементы.

На кухне можно играть фактурами: поставить фартук из камня или большой плитки, столешницу из закаленного стекла.

Бюджетный обеденный гарнитур. столаДобавление достаточного числа стульев завершит общий вид.

Дизайн гостиной в конструктивизме

Маленькую гостиную можно зрительно увеличить с помощью дизайнерских решений и палитры цветов конструктивизма. Белая краска на всех поверхностях – не единственный выход. Можно использовать стеклянные перегородки и поиграть с освещением.

В гостиной выделяется пространство для систем хранения. Лучше использовать встроенные варианты, чтобы не занимать лишнее место.

Для комфорта в гостиной, чтобы помещение не казалось холодным, стоит уложить на пол большой ковер с высоким ворсом светлых тонов. Лучше всего, если цвет его будет гармонировать с шторами и другими элементами интерьера. текстилем в комнате.

Конструктивизм не привязывается к происхождению материалов: возможно использование как искусственных, так и натуральных. Выбор основывается на финансовых возможностях человека и его вкусе. В зоне отдыха часто применяют пластиковые панели, паркетную доску, стеклянные и металлические элементы.

Оформляем интерьер спальни

К спальнеВ спальне применяются те же принципы конструктивизма, что и в остальных комнатах дома: встроенная и трансформирующаяся мебель, палитра нейтральных цветов и четкие линии мебели.

В спальнях в стиле конструктивизма кровати могут стоять на возвышении или быть заменены раскладывающимися диванами.

Конструктивизм допускает размещение живых растений у стен комнат. Украшения желательно поместить в стандартные прямоугольные горшки и ограничиться одним или двумя экземплярами.

Преимущества интерьеров в стиле конструктивизм

Конструктивизм предпочитают целеустремленные и спокойные люди, ценящие порядок. В интерьере отсутствует перегруженность и хаос, все предметы занимают свои места и выполняют определённые задачи.
Для воплощения конструктивизма не требуется большого бюджета, как, например, для минимализма. Тем не менее он выглядит стильно и современно, обладает собственной индивидуальной концепцией.

Самостоятельно оформить интерьер в этом стиле возможно, изучив его основные принципы.

  • «Нет» декоративным элементам. Современный конструктивизм хоть и утратил изначальную строгость, всё же избегает лишних деталей.
  • Четкая геометрия.В конструктивизме нет закругленных арок, плавных линий и подобных элементов.
  • Практичность и функциональность.В интерьере конструктивизма каждая деталь служит человеку.
  • Свободное пространство. Конструктивизм нуждается в свободном пространстве без преград и стен, при возможности их демонтируют. Лучше всего применять прозрачные перегородки и экраны.
  • Сдержанная цветовая палитра. Конструктивизм допускает цветные детали, но главное – выбрать подходящий фон. «Площади» стен, пола и потолков покрывают нейтральными, общими цветами: чёрным, белым, серым и их тонами.
  • Современные технологии.Конструктивизм использует любые материалы, выполняющие свои функции, но чаще всего отдаёт предпочтение высокотехнологичным холодным материалам производства: бетону, стеклу, металлу. Также уместны имитации натурального дерева и камня. Реже применяются растительные материалы (лен, пенька, различные породы дерева).
  • Максимальная эксплуатация стен. В проектах, вдохновлённых конструктивизмом, часто используют ниши и встроенные системы хранения. Это придает помещению красивую геометрическую форму и повышает его практичность.

В заключение можно сказать, что интерьер в стиле конструктивизма прекрасно подходит для тех, кто ощущает себя комфортно в свободных, простых, даже немного сдержанных пространствах, лишенных излишеств и назойливости. Конструктивизм – отличный вариант для малогабаритных помещений и квартир-студий с ограниченной площадью.

Конструктивизм в советском плакате

Александр Родченко, художник, фотограф и скульптор, стоит у истоков рекламы в СССР. Влияние его работы ощущается в новой форме общения с народом — плакате. Через него просвещался и агитировался советский человек, способствуя революционной перестройке сознания.

Поворот к лаконичности, выразимости и ясности достигался за счет отказа от декоративных деталей и использования простых иллюстраций. Язык плаката отражал модернистские тенденции в литературе, а рисунки — конструктивизм и другие современные стили.

Основатели конструктивизма

Родченко участвовал в создании советской рекламы и развитии конструктивизма. Влияние на становление нового стиля оказал также архитектор Татлин. Ган издал книгу «Конструктивизм», описывающую новаторские взгляды на фактуру, конструкцию и искусство.

Конструктивизм нашёл применение за рубежом. Образовался немецкий стиль оформления интерьеров «баухаус». Является основой для всёмирно известной Эйфелевой башни. Последняя была создана до появления термина, но остаётся ярчайшим его примером.

Проект Башни III Интернационала В. Татлина

Неудавшийся монумент предвидел две наклонные металлические спирали из зданий правильной геометрии, устроенных в ряд и объединенных друг с другом. Башня Татлина должна была вознестись на высоту 400 метров.

Механизация позволяла зданиям вращаться по оси. Нижнее строение, кубической формы, должно было поворачиваться один раз в год, а верхнее, пирамидальное, — раз в месяц. Третье, цилиндрическое, вращалось раз в день. Четвертое, полусферическое, — раз в час.

В сооружениях размещались исполнительные органы Интернационала, проходили съезды и конференции, были установлены телеграф, типография и издательство. Место предусматривалось также для художников. Ведь вся задумка постройки состояла в объединении разрозненных социальных групп.

В конце двадцатых годов советские руководители, предположительно, утратили интерес к авангардному проекту. Монументальное здание, поражавшее мощью и масштабом, так и не было построено. От гениальной идеи остались лишь эскизы и чертежи.

«Летатлин» В. Татлина

Архитектор предложил идею индивидуального летательного аппарата без мотора. Концепция орнитоптера возникла у Татлина с детства, возможно, после ознакомления с книгой К. Данилевского «Управляемый летательный снаряд».

Создано три одинаковых орнитоптера, но ни один не испытали в работе. Крупные габариты «Летатлина» мешали хранить его в мастерской, и архитектор передал творение музеям и обществу изобретателей. До наших дней сохранился только третий экземпляр, потерявший некоторые части.

Конструктивизм на советских архитектурных конкурсах

После революции страна начала восстанавливать разрушенные здания с помощью разнообразных архитектурных конкурсов. Именно в этот период конструктивисты внесли существенный вклад в развитие этого течения.

wielu генiальных идей осталось лишь на бумаге. Например, проекты В. Татлина, здания московского Дворца труда, братьев Весниных и издательства газеты «Ленинградская правда» архитектора К. Мельникова.

Несуществующий Дворец труда Весниных

Величественный комплекс, построенный из железобетона, включал эллиптический зрительный зал и 20-этажную башню. Башню венчала мачта с растяжками. Конкурсная программа изначально считала такую концепцию невозможной.

Проект постройки здания московского представительства газеты «Ленинградская правда».

На постройку отвели небольшой участок земли, перед архитекторами стояла непростая задача. К. Мельников предложил винтовую башню из пяти этажей с открытой конструкцией, лифтами и лестницами. Планировалось, что сотрудники редакции смогут менять положение этажей при необходимости.

Некоторые проекты породили идеи, которые позже легли в основу новых творческих объединений. Вместе с тем, архитектор разделились на два течения: одних привлекала идея конструктивизма, других — рационализм.

Конструктивисты ставили во главу угла практичность и функциональность строения или интерьера, а рационалисты — ее восприятие на психологическом уровне. Первые отказывались от декора для расширения роли архитектуры в жизни общества, выбирая лаконичность форм, строгость линий.

Расцвет конструктивизма

Архитекторы Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие оказывали большое влияние на развитие направления. Боролись против того, чтобы конструктивизм перестал быть методом постройки, став стилем. Важно было сохранить функционал здания, поступившись эстетикой. Хотя красота все-таки крылась в их угловатых постройках.

Конструктивистский стиль использовался при возведении домов культуры, производственных сооружений, клубов и жилья.

Дворец культуры ЗИЛ

В Москве архитекторы Веснины возвели памятник конструктивизму для Московского автомобильного общества. Проект победил в конкурсе, но оставался незавершенным – отдельное здание большого зрительного зала так и не появилось.

Клуб профсоюзов имени С. М. Зуева

Архитектор И. Голосов создал ещё одно важное сооружение в стиле конструктивизма. Здание клуба имеет сходство с производственными помещениями благодаря проекту Голосова. Например, цилиндрическая форма центра напоминает корпус элеватора, а горизонтальное оформление третьего этажа – переход на заводе.

Институт библиотековедения им. Ленина в Москве

Проект Ивана Леонидова не был осуществлён, но послужил началом для развития прогрессивных архитектурных течений XX века.

Дом Наркомтяжпрома в Москве

Ещё один конкурсный проект И. Леонидова, снова оставшийся лишь чертежом. Сам Леонидов считал, что здание НКТП должно стать сердцем города. Три башни, разные по высоте и форме, должны были быть видны из любой части Москвы, а вечером башня со полностью застекленным фасадом создавала бы изумительное зрелище.

Харьковский Дом Государственной промышленности

Харьков был столицей Украины в советское время и стал одним из крупнейших центров конструктивистской архитектуры. Ансамбль на площади Свободы, возглавляемый зданием Госпрома, является символом нового направления. В момент постройки небоскреб высотой 63 метра считался самым высоким зданием во всем Советском Союзе, а по некоторым данным – и в Европе.

Противники нового течения

Помимо приверженцев конструктивизма существовали и те, кто желал вернуть привычные формы проектирования, напоминающие великолепие античного искусства. Среди консерваторов — сторонник ренессансного направления И. Жолтовский и архитектор И. Фомин. Несмотря на их противодействие нововведениям современности, конструктивизм продолжал процветать.

Минский Дом правительства

Ещё один памятник конструктивизма, возведённый вручную, без применения машинной техники – экскаваторов, бульдозеров. Последние появились позднее.

Дом культуры им. И. В. Русакова

Смена приоритетов

Время шло, взгляды менялись: число консерваторов росло, и конструктивизм, вместе с другими новаторскими течениями, признали буржуазным, полностью запретив. Вслед за ним появились прекрасные конструкции в духе неоклассицизма, барокко и сталинского ампира.

СССР с силой и наглядно демонстрировал отпор пышности и практичности, которые предлагали конструктивисты. В связи с этим часть сооружений украсили декоративными деталями или реконструировали.

Типография журнала «Огонёк»

Единственный постройка по проекту Эль Лисицкого, пережившая наше время, сейчас служит ФСБ.

Дом Мельникова

Одноэтажное здание в центре Москвы, спроектированное Константином Мельниковым в стиле конструктивизма, считается памятником советского авангарда.

Несмотря на неблагосклонное отношение властей, конструктивизм оказал заметное влияние на мировую и ныне российскую архитектуру, а его концепции стали основой для других стилей.