Все, что связано с УК и жилищно-коммунальным хозяйством, вызывает много вопросов. Это и порядок оказания услуг, и оплата, и многое другое. Мы сделали небольшую подборку из часто возникающих вопросов и приводим краткие ответы на них. Причем во всех ответах имеются ссылки на регламентирующие документы. Надеемся, что наш F.A.Q. ЖКХ поможет вам разрешить, хоть часть имеющихся у вас проблем.
Могут ли жильцы тех домов, где меньше 6 квартир, не оплачивать капремонт?
В соответствии с законом, региональными программами капремонта не должны охватываться дома, насчитывающие менее 5 квартир. Данная поправка действует с конца 2018 г.
Говорят, что скоро отменят плату за капремонт. Это правда?
Действующие законы отмены этой платы не предусматривают. Речь лишь о компенсации людям с 70 и 80 лет (50% и 100% соответственно). Действовать эта поправка начала в начале текущего года. Причем размер компенсации определяется действующим в регионе нормативом и может не покрывать всю сумму. Оформить льготу можно в МФЦ или в соцзащите.
При этом оплачивать приходящие квитанции нужно все равно. А деньги вернут потом. Однако право на компенсацию можно реализовать лишь при отсутствии задолженности по этой статье.
У меня в платежку внесена строка «обслуживание счета на капремонт». Причем тариф умножен на метраж. Законно ли это?
Вполне законно. Решение по открытию этого спецсчета принимается лишь на собрании собственников. Этот счет обслуживается на платной основе. Если во время собрания до вас это не довели, и вы о своем несогласии заявить поэтому не смогли, то можно обратиться в суд.
«Услуга паспортного стола» – что это?
Законной эта услуга была до 2017 г. Но потом вышел отменивший ее приказ МВД. Если в вашей платежке имеется такая строчка, то следует жаловаться в ФАС или жилинспекцию.
Наша УК на этапе банкротства, почти ничего не делает. А квитанции за техсодержание приходят. Нужно ли платить?
Если какие-то работы производятся и если лицензия у УК не отобрана, то платить надо. Если работы выполняются не в полном объеме, то в соответствии с законом, вам должны сделать соответствующий перерасчет.
Должна ли УК уведомлять о необходимости поверки водяных счетчиков?
Нет, не должна. Установка приборов и их своевременное обслуживание должен обеспечивать собственник.
Нужно ли платить по платежке газовой службы по статье «обслуживание оборудования»? Мы же за газ уже заплатили
Обслуживание этого оборудования является отдельной услугой, отличной от поставки газа. Отвечаете за него вы, поэтому вы и платите. Плата за услугу выставляется отдельной строкой после изменения законодательства. К счастью, такая платежка должна приходить лишь раз в течение года.
Могут ли отключить электричество за долги, если в доме установлена электроплита?
Да, поскольку законом этот момент не регулируется. Однако имеются нюансы, пользуясь которыми у должника имеется возможность сделать процесс отключения более сложным:
- УК обязана предварительно уведомить должника за 20 дней и не менее. Изначально услугу должны ограничить. К примеру, установить в счетчике ограничитель, позволяющий включать лишь освещение и не более того.
- Если отключение электричества будет произведено сразу, без предварительного уведомления и ограничения, то это действие явится неправомерным. И это дает должнику возможность жаловаться в соответствующие органы контроля.
В соответствии с законом, поставщик электроэнергии должен произвести пломбирование счетчика бесплатно. Нас же заставляют за это платить. Куда жаловаться?
Действительно, закон предусматривает бесплатный ввод в эксплуатацию приборов учета. Если это не исполняется, следует жаловаться в ФАС. Также можно обратиться и в жилинспекцию.
В нашем доме имеются коллективные счетчики тепловой энергии и воды
Плату производим по среднему. Как поясняет УК, это вызвано тем, что в каких-то квартирах поверка не была выполнена. Насколько это правомерно?
С начала текущего года расчет за отопление изменился. Отныне в домах, где имеются как коллективный счетчик, так и индивидуальные, следует учитывать показания обоих. Если счетчик в вашей квартире прошел поверку, следует требовать, чтобы УК принимала снятые вами показания. Для этого необходимо написать заявление. При отказе со стороны УК можно не ограничиваться жалобой в жилинспекцию и Роспотребнадзор, но и обратиться в прокуратуру и в суд.
Оплата потребленной воды должна производиться только по показаниям квартирного счетчика, если он поверен. В противном случае жаловать следует во все перечисленные выше органы.
Как начисляются платежи за ОДН? Существуют ли какие-то предельные нормы?
Если дом оборудован общедомовым счетчиком, из показаний этого прибора вычитают то, что было потреблено по счетчикам индивидуальным, а также потребление тех квартир, которые живут по нормативам. Остальное считается общедомовым потреблением и распределяется между жильцами.
Однако закон действительно предусматривает определенные нормативы. В соответствии с разъяснениями Минстроя, общедомовое потребление эти нормативы превосходить не должно.
В платежках УК ввела строку платы за расчетно-кассовое обслуживание и начисляет всем жильцам 3% с суммарного платежа по квитанции. Является ли это законным?
РКО – это то, что управляющая компания платит за обслуживание своих счетов в отделении банка. В соответствии с решением Верховного суда от 2017 года, в принципе, такая строка в квитанциях может иметься. Однако если свой платеж вы вносите прямо в кассу ТСЖ или УК, то плату за эту услугу с вас брать не должны. Соответствующую жалобу следует направить в Роспотребнадзор, который оштрафует УК-нарушительницу.