Стиль получил наибольшую популярность в начале XX века, но его элементы применяются в интерьере и сейчас. Загадочные, витиеватые линии органично смотрятся в современных жилищах. Ар-нуво отличается фантазийностью и сказочностью, которые наполняют пространство эстетическим удовольствием и особым смыслом.

История интерьерного стиля ар-нуво

Название стиля взято из французского «art nouveau», что в переводе означает «новое искусство». Стиль появился одновременно в разных американских и европейских школах живописи и быстро стал популярным. Ювелирное дело, живопись, дизайн интерьеров и архитектура – ар-нуво охватил многие декоративно-прикладные сферы.

Ар-нуво также называют модерном, «финами дю сикле», что значит «конец века», а также тиффани в честь американского дизайнера стиля модерн Луиса Комфорта Тиффани.

Развитие ар-нуво спровоцировали англичане, предложившие отказаться от викторианского стиля и вернуться к природным формам. Первым примером нового стиля признана роспись «павлиньей комнаты» 1877 года, находящаяся сегодня в Галерее искусств Фрира.

Вначале развития ар-нуво использовали больше в прикладном искусстве и графике. Художники начали применять новый стиль к концу импрессионизма, с 1880-х годов на картинах появляются характерные черты ар-нуво. Одним из таких произведений является знакомая многим «Звездная ночь» Винсента Ван Гога.

Среди представителей стиля ар-нуво называют и Густава Климта. Австрийский художник писал чувственные и изящные портреты женщин, декорированные сложными орнаментами и позолотой.

Новый стиль настолько полюбился художникам, что предыдущие стили со своими элементами отодвигались на второй план. Стремление создавать что-то исключительное, оригинальное и аутентичное стало главным приоритетом.

Первые дизайнеры ар-нуво стремились визуально увеличить пространство, сделать его более светлым и воздушным. В интерьерах преобладает стекло, мебель тонка и изящна. Дизайнеры сотрудничали с архитекторами для гармоничного сочетания дома и внутреннего интерьера.

Промышленный переворот оказывает существенное влияние на развитие ар-нуво. Массовое производство предметов домашнего обихода делает их доступными широким слоям населения. Вследствие этого в моде появляются детали из железа и чугуна.

Открыв для себя искусство Японии, художники Франции восхитились равновесием фона и основного изображения в японских гравюрах, которое так стремились воспроизвести авангардисты.

Ар-нуво так поглотило искусство, что архитектор Антонио Гауди помимо живописи и оформления интерьеров создал полностью криволинейный дом Мила. В нем почти нет несущих стен, что стало архитектурным открытием. Дом лишен прямых углов и напоминает живое существо.

Ар-нуво просуществовал с 1885 по 1914 год, за это время мастера создали много шедевров, сохранившихся до наших дней. Некоторых зданий в стиле ар-нуво сегодня признано музеями, где каждый может оценить их красоту.

Мотивы и линии в интерьере ар-нуво

Ар-нуво почти полностью отвергает прямолинейность и четкие углы как в живописи, так и в других областях. Вместо этого появились волнистые, ассиметричные линии, напоминающие о растительных или природных элементах: стеблях, ветках, виноградных усиках, крыльях бабочки, птичьих перьях, пчелиных сотах или коже ящерицы.

Такие линии характерны для всех предметов ар-нуво: живописи, декоративных украшений, лепнины, мебели и одежды. Эта черта отличает ар-нуво от ар-деко, появившегося почти на 30 лет позже. Ар-деко отличается четкостью, геометричностью и строгостью линий.

Ар-нуво основывается на естественности, природе, отчего в нём множество цветочных мотивов. В начале прошлого века во Франции возрос интерес к экзотике, что отразилось в ар-нуво: орхидеи, лилии и ирисы украшают его повсюду.

Ювелирные изделия были полны изображений женщин, сплетаясь с цветами или насекомыми. Женщины-цветы и женщины-стрекозы.

Витражное искусство вместе со стилем ар-нуво обрело огромную популярность. Как и другие сферы искусства его наполняли плавностью и природными мотивами. Но помимо цветочных стеблей в витражах жила сказка: мифические народы, феи, русалки и эльфы переливались разноцветным стеклом.

Особенности ар-нуво встречаются во всех видах искусства. Архитектурные постройки часто имели формы природы. Перила лестниц и ограды балконов напоминают переплетающиеся ветви деревьев. Стиль уделяет большое внимание деталям: ручки дверей и замочные скважины выполнялись в общей тематике с плавными, волнующимися линиями.

Натуральный рисунок гармонировал с объёмами барельефов, мозаикой пола и росписью фасадов. Это придавало помещению или зданию ощущение динамики и живости.

Материалы для отделки интерьера в стиле ар-нуво

Жильцы прошлого века предпочитали металлические материалы для отделки своих домов. Кованные изделия из железа – перила лестниц, оконные решетки и декоративные элементы – были популярны в те времена. Тяжелые кованые конструкции, напоминающие плети лиан, украшали колонны. Благодаря стилю ар-нуво тяжёлый металл казался лёгким.

Стиль ар-нуво сблизил ремесленное производство и архитектуру. Раньше железные детали старались скрыть декоративным материалом: штукатуркой или кирпичом. Ар-нуво открыло легкость и текучесть металла, позволявшую создавать из него растительные узоры, являющиеся одновременно декором и не нуждающиеся в маскировке.

Эйфелева башня – одно из самых известных построек в стиле ар-нуво.

В стиле ар-нуво помимо металлов широко применялись мозаика, позолота и эмаль, особенно ювелирами для акцентирования цвета украшений.

Окна и мебель украшали витражами, изготовляли из него декоративные элементы: ювелирные изделия, абажуры торшеров, вазы или посуду. В целом, в любой области применения стекла могло быть место для витражей.

Витражная техника изначально применяла свинцовые прутья и крашеное эмалью стекло. Л. К. Тиффани предложил использовать олово и фольгу, а также создавать по-настоящему цветное стекло. Новая техника давала возможность выполнять объемные витражи и создавать более сложные формы.

Мебель в интерьере ар-нуво

Большинство предметов мебели было изготовлено из дерева, которое дополняли узоры цветочков в виде рельефа или витражи. СтолыИзготавливали сиденья невысокими, а спинки стульев делали высокими и изгибающимися. Столешницы часто декорировали цветным стеклом. В каждом предмете видны характерные волнистые линии ар-нуво.

Со временем предпочтение было отдано более сдержанным, но все еще изящным формам.

Промышленный прогресс способствовал созданию предметов на конвейере, но дизайнерам трудно было сохранить равновесие между декором и удобством при массовом производстве. Из-за этого мебель и предметы декора оставались ручной работой, а стоимость их была значительно выше рыночной.

Цвета, отличающие интерьер ар-нуво

Стиль разнообразен, но остаётся в пределах естественных цветов. В новом искусстве доминируют оливковый и синий, горчичный и темно-красный оттенки. Также на заре развития ценились мягкие, даже приглушенные тона: пыльно-сиреневый, табачный, серо-голубой, жемчужный, увядающая роза.

При оформлении помещений в стиле ар-нуво сочетаются натуральные оттенки: песочный, белый, бежевый, кремовый, древесный, земляной и травяной. Яркие синие или золотые цвета служат акцентами. Природность цветовой гаммы способствует максимальному расслаблению человека после напряженного дня.

Элементы интерьерного декора ар-нуво

Дизайнеры ар-нуво украсили даже окна. Чаще всего те были прямоугольными, вытянутыми вверх, с резьбой по мотивам растений и цветными витражами. В некоторых случаях делали окна и двери арочных форм. Двери декорируют мозаикой.

Внутри жилых домов ар-нуво преобразил общую лестницу. Она стала яркой, красивой и важной частью интерьера, выйдя за рамки серости и обыденности. Архитекторы начали оборудовать новые дома окнами на лестницах для большего количества естественного света.

Ар-нуво просуществовал почти тридцать лет, что оказалось достаточно для того, чтобы стиль утвердился в искусстве и оставил свой след. Многие предметы ар-нуво сегодня стали антиквариатом и вышли из употребления, но напоминают о том, что в прошлом были изюминкой интерьера. Волнистые линии и необычные формы ар-нуво погружают человека в сказку, в которую хочется попасть с самого детства.