Название стиля происходит от «art déco», что по-французски означает «декоративное искусство». Ар-деко стал новым стилем для живописи, дизайна и архитектуры, а также новым этапом в развитии модерна.
Ар-деко появился после войны в начале двадцатого века. Его возникновение во многом связано с промышленной революцией. Всеобщее признание стиль получил не сразу, популярность возросла к середине тридцатых годов и угасла с началом военных действий. Позднее интерес к ар-деко вернулся и сохраняется до настоящего времени.
Технический прогресс и искусство
Стиль ар-деко явился ответом французских художников на жесткую экономию послевоенных двадцатых годов. Яркие цвета, строгие линии, роскошь хрусталя и дорогой древесины, вычурность и излишество стиля заполняли полотна живописцев, одежду дам и интерьеры помещений. Со временем вместо драгоценных и натуральных материалов ар-деко массовое производство сконцентрировалось на более дешевых изделиях. Так началось использование алюминия и пластика для оформления помещений. Ар-деко стал доступен широкому кругу людей. Но гламур и роскошь остались его главными чертами.
Технический прогресс повлиял на стиль, который проявился своей жесткостью во всем. Геометрия и прямолинейность проникли даже в романтические образы. Замысловатые формы природы сменила четкость эстетики механизации. В отличие от модерна ар-деко не имел философской основы. Это прежде всего декоративный стиль, который объединил элементы древнеегипетского, античного и ацтекского искусства.
История зарождения и развития ар-деко
Французские художники первой трети XX века стремились к новому направлению в живописи, испытывая различные стилистические решения. Эпоха именуется началом ар-деко, хотя сам термин тогда ещё не был распространён.
Промышленная революция 1920-х годов с механизацией и заменой ручного труда машинным потребовала от людей эстетического ответа. Ар-деко стал таковым в своём роде. Предполагалось, что этот яркий новый стиль разнообразит жизнь современников.
В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка, на которой демонстрировались изобретения промышленной области и работы в сфере нового декоративно-прикладного искусства. Там был представлен и стиль ар-деко.
Художники стремились соответствовать прогрессу и не отвергали технологические достижения и механизацию, а наоборот, вплели их в ар-деко. Поскольку этот стиль был исключительно декоративным, произведения ар-деко стояли рядом с шедеврами авангардного конструктивизма, футуризма, кубизма, стилях баухаус и де стайл.
Выставка способствовала формированию ар-деко как отдельного стиля и утвердило его позиции.
К 40-м годам ар-деко посчитали слишком вычурным в условиях нового военного времени и временно отошел на второй план. Интерес к стилю возродился только к концу 60-х годов, когда большинство населения Франции проявило живой интерес к поп-арту.
Развитие ар-деко возобновилось в 80-х годах XX века. В это же время прогрессировал графический дизайн, и благодаря элементам неоклассицизма, кубизма, модерна ар-деко гармонично в него вписался. Позднее стиль приобрел приверженцев в различных сферах дизайна.
В США ар-деко приобрел признание раньше, чем во Франции. Парижская Международная выставка 1925 года вдохновила представителей Американского архитектурного института. Уже в следующем году провели собственную выставку, где собрали изобретения современного декоративного искусства и промышленного развития. Голливуд положительно оценил инновационную эстетику, и популярность ар-деко в Америке начала расти.
Новый стиль помогал отвлечься от происходящего, поэтому его быстро подхватили скульпторы, архитекторы и дизайнеры интерьеров. Сначала помещения в стиле ар-деко оформили в гостиницах и отелях Парижа. Шик и блеск ар-деко привлек внимание владельцев ресторанов, клубов и концертных залов, которые также декорировали свои заведения в этом стиле. Позже стиль из мест общественного посещения перешел в европейские квартиры.
За свою историю арт-деко пережил несколько кризисов, но дошёл до наших дней из-за простоты, яркости и смешения стилей.
Характерные черты стиля ар-деко
Линии в стиле ар-деко всегда ломкие и четкие. Художники использовали эти элементы для отображения настроений народа начала XX века: Франция находилась под строгим контролем, но стремилась восстать против него. Именно поэтому ар-деко часто использует ступенчатые и геометрические формы: круги, квадраты, ромбы, овалы, зигзагообразные линии с острыми углами.
Живописные сюжеты стиля ар-деко отличаются сдержанностью и реализмом, мало фантазийности, которой наоборот переполнен ар-нуво. В произведениях ар-деко модели выглядят современно, а женские лица имеют мальчишеские черты из-за мощного развития спорта прошлого века. Художники ар-деко старались показать людей обоих полов в атлетичном телосложении.
В дизайне интерьеров, как и в других областях, ар-деко приветствует разнообразие.
Наложение фигур друг на друга, переплетение геометрии – это естественно для стиля ар-деко. Это касается и мебели. Простые прямоугольные… комодыИли круглые зеркала не соответствуют стилю. Комод же с геометрическим узором или несколькими разными по высоте дверцами будет гармонировать с интерьером.
Ар-деко отличает элемент Sunburst, происходящий от английского «солнечный луч», который часто встречается в декоративном оформлении интерьеров.
В современном графическом дизайне стиль ар-деко использует свои отличительные черты. При верстке текста буквы остаются прямыми, без наклона и курсива, с высоким контрастом и разнообразными пропорциями.
Цветовая палитра ар-деко, как и его линии, сдержанна. Часто даже однотонна. Стиль не приемлет полутонов. Только четкие оттенки: черный, белый, бордо, шоколадный, бежевый и золотой. В то же время стиль полон блеска. При оформлении интерьеров в стиле ар-деко их декорируют… хрусталем Зеркалами и элементами мебели покрывали хром. Блеск, свойственный ар-деко с момента его появления, придавал помещению торжественную атмосферу, помогая забыть о будничной заботе.
Ар-деко характеризуется этническими мотивами и элементами древних культур, а также изображениями животных, таких как тигры и львы.
В приветственных материалах использовались мрамор и бархат, кожа и слоновая кость, стекло и гранит, хром и латунь. С течением времени дизайнеры ар-деко отошли от дорогих и натуральных материалов, отдавая предпочтение алюминию и пластику.
Ар-деко, благодаря роскоши и вычурности, называют богемным стилем. В интерьерах его лучше всего применять в просторных комнатах с высокими потолками: тогда элементы займут четкие места в строгом порядке на достаточном друг от друга расстоянии. Оригинальные торшеры и статуэтки придадут оформлению элегантности.
На заре своего развития стиль был признан излишне декоративным, а его сторонники считали его усеченной версией модерна. Несмотря на это, между модерном и ар-деко существует существенное различие. Модерн в интерьере предполагает натуральность природы, мягкость форм, множество растительных мотивов. Ар-деко, основанный на технологическом прогрессе, отвергает эти принципы. Строгая геометрия, острые углы – таковы его черты. Зелень и неочищенная древесина в ар-деко неприемлемы.
Стиль ар-деко прекрасно подходит для современного интерьера за счёт своей динамичности и яркости. Любителям активного образа жизни этот стиль будет по душе.
Художники, мастера стиля ар-деко
Стиль ар-деко часто применяют в интерьере или архитектуре, но и среди художников имелся ряд приверженцев.
- Рафаэль Делорм (1885-1962гг.);
- Тама́ра де Лемпи́цка (1898-1980гг.);
- Рауль Дюфи (1877-1953гг.);
- Жан Дюпа (1882-1964гг.);
- Адольф Жан-Мари Мурон (1901-1968) — французский художник, дизайнер шрифтов и мастер плакатов под псевдонимом Кассандр. Даже выиграл Гран-при в Париже на конкурсе плакатов, предложив шедевр в стиле ар-деко.
Помимо художников, в стиле ар-деко трудились:
- Пол Маншип (1885-1960гг.) — скульптор;
- Рене Лалик (1860-1945) был мастером стекла и ювелирного дела. Лалик изготавливал флаконы для духов и украшения в стиле модерн и ар-деко.
- Поль Пуаре (1879-1944гг.) французский модельер;
- Умберто Брунеллески (1879-1949гг.) иллюстратор.
Несмотря на серьёзность и великолепие, арт-деко пользуется спросом и в наши дни.